Задача у меня стояла следующая: Необходимо в 2-х панелях из фанеры вырезать красивые ровные аккуратные отверстия. Я переделываю комингсы на своем парусном катамаране Куба проекта Waller TC 670. Изготовлены панели комингсов и вот в них нужны отверстия под открытые рундуки. Предыдущие панели изготавливались по месту без фрезировки на столе и это мне показалось неудобным, так иногда, уже постфактум, хочется доработать деталь. Сделанная по месту деталь - сами знаете как дорабатывается - также по месту и это очень трудоемко.
Решено делать мастер-деталь работая на фрезерном столе для дальнейшего копирования на панели и сохранения на всякий случай. Разметил на остатке от листа фанеры чертеж, продумал как сделать аккуратный вырез.
- Все радиусы в углах выреза выбрал одинаковые для упрощения.
- Подготовил фанеру для выборки радиуса под те приспособления, что есть для фрезерного стола стола. Просверлил точно по центру окружности отверстие d8 мм. для крепления центра в оснастке. Просверлил еще отверстия d8 мм. (по размеру фрезы) (по 1 для каждого радиуса) так чтобы край отверстия бил ровно в линию - в это отверстие будем устанавливать фрезу.
- Подготовил лист для фрезирования линий: каждая сторона листа фанеры параллельна ближней линии четырехугольника. Это даст нам возможность фрезировать по параллельному упору.
Работаем аккуратно и не торопясь. Первым вырезал радиусы. Проходил точно по разметки циркуля, делал так чтобы центр фрезы бил по отметки циркулем на стороне четырехугольника. Тут важна скорость подачи заготовки. Скорость должна быть минимальной. Поскольку подаем руками, нужно контролировать возможность отвести деталь от фрезы. Бывают ситуации, когда это надо.
Рез линии по параллельному упору. Тут важно понимать, какая часть заготовки у вас будет деталью, а какая отходами. В моем случае деталь была между фрезой и упором - надо полностью контролировать прижим к упору иначе испортим деталь. Когда фреза первый раз прорезает заготовку не с краю, нужно больше контроля на упор. Первый рез я решил делать с отступом 2-3 мм, на всякий случай, чтобы была возможность исправить. Таким образом я проконтролировал не только чистоту реза, но и параллельность линии чертежа к стороне фанеры (это база для реза). Если рез подходит к линии не равномерно - еще можно поправить базу.
У меня получились очень небольшие недочеты, все они были в плюсе. На доведение до идеала ушло 10 минут работы наждачной бумагой.
Мастер-деталь отфрезирована и готова к копированию на том же фрезерном станке только с копировальной фрезой. Размечаем на панели будущего комингса расположение и быстро проводим операцию. Вырезы получились одинаковыми и ровными. Парусная лодка с ровными линиями внушает доверие гостям, а хозяину гордость. При помощи этого же мастера я еще вырежу подкладку-усиление на кромку отверстия. Там будут частые касания руками, а для рук важна достаточная толщина. Толщина на кромке будет в два раза больше самой панели. Это даст доп.преимущества для работы смолой и стеклотканью.